Менеджер-бот Мартин
Геймификация в HR: что, зачем и как?
Разбираемся, что это такое, как работает и почему стоит задуматься о применении игротехник в своей компании.
Геймификация — применение игровых механик в неигровых процессах с целью изменения поведения людей. В управлении персоналом это мотивационные и образовательные программы, укрепление взаимоотношений в коллективе, вовлечение в те или иные активности, повышение KPI.
Офис начинает ассоциироваться с получением нового приятного опыта вместо ежедневной рутины. Сотрудник решает рабочие задачи, собирает «монетки» и бонусы, как в игре на приставке, справляется с трудностями, как при борьбе с врагами, только в конце уровня он получает реальный результат своей работы, а не сообщение, что принцесса в другом замке.
Почему нужно приступать к игре уже сейчас? Как начать?
Игра помогает установить правила, дающие разрешение на определенные действия с последующим поощрением. В игре, в отличие от реальности, нет большого страха поражения — ведь всегда можно начать заново. Геймификация переносит это ощущение на рабочий процесс и тревожным перфекционистам будут легче даваться сложные задачи. Таким образом, снижается уровень стресса.

Мотивация не переводить будильник «еще на десять минуточек» по утрам. Если есть проблема с дисциплиной, начните с простого. Договоритесь с сотрудниками каждого отдела: опоздавшие скидывают оговоренную сумму за минуту опоздания в «банк», в конце недели на эти деньги заказывается пицца для коллег другого отдела.

Опаздывающие могут, конечно, покупать пиццу и своему отделу, но возможность оставить без вкусняшек соседний лучше замотивирует соблюдать рабочий график :) Плюс никогда не угадаешь, будут ништяки в пятницу или нет — это зависит от пунктуальности, например, бухгалтерии.
Если компания небольшая, то заведите традицию пятничных посиделок, но «проставляться» будет тот коллега, кто на неделе проспал работу чаще остальных.

Когда уже все вошли в азарт можно внедрять сложные механики — мы приведем несколько примеров.

Геймификация помогает внедрять нововведения и избежать саботажа. Человеческий мозг заставляет нас видеть угрозу в переменах, поэтому не исключено, что даже самые лояльные сотрудники могут саботировать внедрение новой CRM-системы, регламентов или автоматизации процессов. Недостаточно просто заявить на планерке: «С понедельника мы работаем по-другому»: важно, чтобы сотрудники увидели выгоду для себя.

Например, вы переходите на новую CRM, сотрудники противятся и убеждают, что «раньше было лучше». Чтобы простимулировать изучение интерфейса, можно применить систему ачивок. Для этого можете подсчитывать количество заходов каждого пользователя в систему, общее количество времени, которое каждый сотрудник проводит в системе, начислять баллы за заполнение карточек и закрытие тикетов.
Ачивки позволяют достичь этого с помощью статуса: чем больше их собрано, тем выше человек в своих глазах и глазах коллег. Рейтинг можно вести на доске в офисе, в эксель-табличке или обратиться к нам, и мы добавим в Битрикс24 возможность отображать в профиле каждого сотрудника все собранные ачивки.

Необходимо продумать привилегии: например, сотрудник, собравший больше всего ачивок, получает дополнительный выходной раз в месяц, или оплачиваемое такси до работы по понедельникам.

Геймификация поможет повысить производительность труда. Современное цифровое пространство настолько перенасыщено информацией, что способность мозга сохранять концентрацию существенно снизилась, в сравнении с прошлыми десятилетиями. В 2015 году даже золотые рыбки на одну секунду вышли вперед человечества в гонке на сосредоточенность:). Так что ожидать от сотрудников того же уровня сосредоточенности, что был несколько лет назад, уже нельзя. Но собрать мозги сотрудников «в кучу» можно добавив игровые механики.
В компании большого размера можно развернуться с размахом: поставьте цели по перевыполнению KPI, количеству предложенных идей и введите игровую валюту, выдаваемую за выполнение поставленных целей. Откройте «магазин», где раз в месяц сотрудники смогут обменять игровую валюту на сертификаты. Продумайте ассортимент магазина и постарайтесь учесть все аспекты. Возможно, кому-то из работников не хватает творческой реализации и будет актуален сертификат на курс живописи, кто-то тоскует без острых ощущений и его привлекут прыжки с парашютом, а кому-то пригодится новая бытовая техника.
Такая механика держит в стимуле и сосредоточенности на процессе.
Правила геймификации
Геймификация — это не попытка превратить все рабочие задачи в игру, а ввести игровые механики для достижения нужной цели.

1. Игровая механика
Основа основ: баллы, награды, рейтинги. Продумываем, как сотрудник входит в игру, как он переходит на следующие уровни, с какими преградами сталкивается. И, самое главное, какие поощрения получает.

2. Простые правила участия
Прочитал условия — начал участвовать.

3. Постепенное добавление новых правил и усложнение задач
Такая механика используется во всех компьютерных играх. Сначала участник должен освоиться, а по мере прохождения игры «открывает» новые уровни с более прокачанными «боссами».

4. Наличие конкуренции
Соревновательных дух живет в каждом из нас.

5. Возможность достижения победы
Рекомендуется разбивать сложные задачи на подзадачи, каждый раз награждая за выполнение более мелкой и мотивируя на переход к решению последующей.
Внедряйте квесты, бизнес-игры, ачивки за выполненные задания, выдуманный фэнтезийный мир. Попробуйте начать применять игровые механики с адаптации новых сотрудников — и вы увидите, как быстро новичок познакомится с коллективом, изучит офис, политику компании и примется за работу.